Представьте, вы приехали в аэропорт, прошли таможенный контроль и уже сидите в зоне ожидания — до объявления посадки остаётся полчаса. И тут выходит сотрудник авиакомпании и говорит, что по некоторым причинам рейс откладывается на неопределённый срок. Сначала час, потом два, и вот вы уже планируете ночёвку на скамейке аэропорта.

В некоторых случаях авиакомпании должны вам компенсировать такие неудобства. Рассказываем, что это за случаи и что вам положено.

Из-за чего откладывают или отменяют рейс

Причины можно разделить на два типа — по решению авиакомпании и независящие от авиакомпании. К первым относятся изменения расписания полётов, а вторые — отмена или перенос из-за погодных условий, технических и форс-мажорных обстоятельств. Если задержка произошла по независящим от неё причинам, авиакомпания ничего не должна пассажирам. Но в первом случае — из-за изменения расписания по решению авиакомпании — можно получить компенсацию.

Компенсации при задержке рейса

Компенсации, которые предоставляет авиакомпания, зависят от количества часов, на сколько задержали рейс.

Если рейс задержан на более чем 2 часа — пассажирам полагается два телефонных звонка, даже междугородние, продолжительность 5 минут или 2 сообщения по электронной почте. А также прохладительные напитки.

После 4 часов ожидания, положено горячее питание. В дневное время через каждые 6 часов, в ночное — через каждые 8 часов.

Если на ожидании прошло уже больше 8 часов, пассажиры могут рассчитывать на размещение в гостинице. Авиакомпания также должна обеспечить трансфер до неё и обратно в аэропорт.

На 10-й час ожидания пассажиры имеют право вылететь ближайшим рейсом до пункта назначения или получить полный возврат билета.

А также авиакомпания, если задержка по её вине, обязана выплатить пассажиры штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки. Но сумма штрафа не может превышать стоимость билета.

Компенсация за отмену рейса

Когда авиакомпания полностью отменяет текущий рейс, она должна вернуть деньги либо перебронировать билет на другой рейс. Для этого нужно обратиться к представителям авиакомпании. Если вы при этом находитесь не в своём городе, вам должны предоставить гостиницу и питание до момента вылета.

Если авиакомпания не предоставляет компенсации

Бывает и так, что авиакомпании не соблюдают правила относительно компенсаций или делают это неохотно. В этом случае можете напомнить им о 567 статье кодекса РК «Об административных правонарушениях» — за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению услуг пассажиру при отмене или задержке рейса. За это полагается штраф в размере 200 МРП (481 000 тенге), при повторном нарушении в течение года — 1000 МРП (2 405 000 тенге).

Также можете обратиться в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК и в Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

Что делать, если опаздываешь на следующий рейс

Иногда из-за задержки одного рейса, вы можете опоздать на другой вылет. И будет ли за это компенсация зависит от того, выписан ли ваш билет на едином бланке или нет. Если да — авиакомпания может сделать возврат неиспользованной части билета или доставить до пункта назначения ближайший рейсом.

Но если билет выписан на разных бланках. Например, один билет из Алматы в Москву вы купили у «Эйр Астаны», а потом ещё докупили отдельный билет из Москвы в Лондон. Если первый рейс задержат или отменят, авиакомпания не несёт ответственность за то, что вы не успеете на второй.


Рекомендуем распечатать эту статью перед поездкой. Так вы сможете сразу посмотреть, что вам положено и что нужно делать, если возникнет задержка рейса. Потому что в такой ситуации многие начинают переживать и всё забывают.